Welcome to МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №188» г. о. Самара   Click to listen highlighted text! Welcome to МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №188» г. о. Самара Powered By GSpeech

Аудиоверсия

Для того, чтобы озвучить текст нужно выделить курсором требуемый фрагмент текста   или весь материал (абзац, параграф), затем нажать на иконку динамика справа от текста. Иконка (Нажать) появится сразу после выделения текста.

 

Что такое инклюзивное образование?

Инклюзивное образование — наиболее передовая система обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, основанная на совместном обучении здоровых детей и детей-инвалидов.

Обучаясь вместе, дети учатся жить вместе, стираются границы между инвалидами и здоровыми людьми. Ведь причиной инвалидности являются не столько медицинские проблемы, связанные с состоянием здоровья человека, сколько то состояние развития общества, которое своими барьерами препятствует реализации прав и свобод людей с нарушениями здоровья. Разрушение барьеров при получении образования приводит к объединению общественного пространства инвалидов и здоровых людей, меняется отношение к инвалидности: она считается не пороком, а особенностью того или иного человека.

Инклюзивное, или включающее образование основано на том, что все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные и иные особенности, включены в общую систему образования и обучаются вместе со своими сверстниками по месту жительства в массовой общеобразовательной школе, учитывающей их особые образовательные потребности.

Понятие «инклюзивное образование» сформировалось из убеждения в том, что образование является основным правом человека и что оно создает основу для более справедливого общества. Все учащиеся имеют право на образование, независимо от их индивидуальных качеств или проблемы.

Мировое сообщество считает, что люди с инвалидностью имеют такие же права, как и все остальные граждане, и они должны иметь равные возможности в реализации этих прав. Сегодня задача государства и общества — сделать так, чтобы все дети могли получить образование и жить максимально полноценно, вне зависимости от возможностей здоровья. Система инклюзивного образования позволяет в полной мере реализовать образовательные права детей с ограниченными возможностями здоровья.

Каждый одиннадцатый житель России имеет ту или иную форму инвалидности. Это 13 миллионов человек с особенностями физического, психического или интеллектуального развития различной степени: врожденные или приобретенные в течение жизни нарушения опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, состояния психики, умственного развития. Они нуждаются в специально приспособленных условиях жизни и зачастую требуют посторонней помощи.

Инклюзия в широком смысле этого слова включает в себя не только сферу образования, но и весь спектр общественных отношений: труд, общение, развлечения. Везде должна быть создана доступная и доброжелательная атмосфера, преодолены барьеры среды и общественного сознания.

Инклюзию в образовании отражают следующие принципы

  • признание равной ценности для общества всех детей и педагогов;
  • повышение степени участия воспитанников в культурной жизни местных образовательных учреждений и одновременное уменьшение уровня изолированности части детей от общественной жизни;
  • реструктурирование методики работы в ДОУ таким образом, чтобы она могла полностью отвечать разнообразным потребностям всех детей, проживающих рядом с детским садом;
  • избавление от барьеров на пути получения знаний и полноценного участия в общественной жизни для всех детей, а не только для тех, кто имеет инвалидность или относится к тем, у кого есть особые образовательные потребности;
  • анализ и изучение попыток преодоления барьеров и улучшения доступности учреждений для отдельных детей. Проведение реформ и изменений, направленных на благо всех воспитанников ДОУ в целом;
  • различия между детьми — это ресурсы, способствующие педагогическому процессу, а не препятствия, которые необходимо преодолевать;
  • признание права детей на получение образования в учреждениях, расположенных по месту жительства;
  • улучшение ситуации в учреждениях в целом, как для детей, так и для педагогов;
  • признание роли образовательных учреждений не только в повышении академических показателей обучающихся, но и в развитии общественных ценностей;
  • развитие отношений поддержки и сотрудничества между учреждениями и местными сообществами. Признание того, что инклюзия в образовании — это один из аспектов инклюзии в обществе.
  • Таким образом, суть данных принципов в доступности образования для всех детей, проживающих рядом с учреждением. Должен быть обеспечен физический доступ детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ — пандусы, подъемники. Необходимо составить такую структуру учебной программы, чтобы она была наиболее мобильной, а разнообразие образовательных методик позволяло удовлетворить потребности всех детей. Важное значение имеет совместная и индивидуальная деятельность, формирующая из ребенка личность независимо от его возможностей здоровья и развития. Инклюзия — не ущемление прав здоровых учеников в пользу детей с инвалидностью, а следующая ступень развития общества, когда образование становится реальным правом для всех.

Инклюзия признана более развитой, гуманной и эффективной системой образования не только детей с особыми образовательными потребностями, но и здоровых детей. Инклюзия дает право на образование каждому независимо от соответствия или несоответствия критериям стандарта.

Дошкольная организация выполняет не только образовательные функции, но и является основной сферой жизнедеятельности ребенка. Через уважение и принятие индивидуальности каждого из них происходит формирование личности, имеющей свою собственную образовательную траекторию. Вместе с тем, воспитанники в детском саду находятся в коллективе, учатся взаимодействовать друг с другом, выстраивать взаимоотношения, совместно с педагогом творчески решать образовательные проблемы.

Можно с уверенностью сказать, что инклюзивное образование расширяет личностные возможности всех детей, помогает выработать такие качества, как гуманность, толерантность, готовность к помощи. Инклюзивное образование является принципиально новой системой, где воспитанники и педагоги работают над общей целью — доступным и качественным образованием для всех без исключения детей.

Документы об инклюзии

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования».

Сайты об инклюзии

  1. Проект центра «Взаимодействие» — http://inclusion.vzaimodeystvie.ru/inclusion
  2. Равные возможности образования — http://www.znaem-mozhem.ru/node/1171
  3. Аутизм. Инклюзия. От теории к практике — http://www.autism-inclusion.com

Электронная библиотека

  1. Особое детство http://www.osoboedetstvo.ru/library

Click to listen highlighted text! Powered By GSpeech