Опыт организации инклюзивного образования

Современные социальные, экономические, экологические условия жизни привели к увеличению числа детей с отклонениями в развитии. Проблемы моторного, психического и речевого развития ребёнка часто проявляются уже в раннем и младшем дошкольном возрасте и отрицательно влияют на дальнейшее его развитие, вызывая трудности обучения в школе. Выявление отклонений в развитии и раннее начало целенаправленной комплексной коррекционной помощи позволяют корригировать уже имеющиеся нарушения и предупредить возникновение следующих. В связи с этим, всё более значимой становится проблема психолого-педагогического и медико-социального сопровождения ребёнка.

Одним из основных направлений работы нашего дошкольного учреждения является: выявление, изучение и создание условий для детей с ограниченными возможностями здоровья; оказание комплексной психолого–педагогической помощи; сохранение, укрепление психического и физического здоровья детей.

В детском саду много детей, у каждого свои особенности. Один плохо владеет речью, другой не способен вместе со сверстниками освоить образовательную программу своего возраста, но есть такие дети, которым нужны совсем другие условия – особые. Это дети с нарушениями речи, с задержкой психического развития, умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра.

Целью работы в данном направлении является

  • обеспечение условий для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с его возможностями и его позитивная социализация, а так же
  • формирование личности с использованием адекватных возрасту, физическому и психическому состоянию методов обучения и воспитания
  • создание оптимальных условий образования детей с ОВЗ и детей с нормой развития
  • сопровождение детей с ОВЗ в соответствии с поставленным диагнозом.

Работа с каждой категорией детей требует наличия определенных компетенций у педагогов и создания условий в

  • построении образовательного процесса
  • сотрудничестве с семьями воспитанников
  • организации предметно-пространственной среды.

На первом этапе диагностическом, специалисты проводят анкетирование родителей, диагностику детей и разрабатывают индивидуальные программы развития на каждого ребенка, ведутся педагогические бланки наблюдений. Второй этап – непосредственно коррекционно- развивающая работа. Сначала у детей формируются элементарные бытовые навыки: одеваться, мыть руки, пользоваться столовыми приборами, да просто, идти на контакт.

Для детей с ранним детским аутизмом в группах педагоги разрабатывают каждому ребенку индивидуальные планшеты, плакаты, которые помогают привыкнуть к режимным моментам и определенным действиям.

Больше всего внимание наших детей привлекают предметы, которые можно открывать, закрывать, поворачивать, поэтому в группах очень много игр на развитие мелкой моторики.

Постепенно дети включаются в непосредственно- образовательную деятельность, которая организуется с учетом возможностей. Педагог всегда рядом каждым ребенком, ведь сопровождение формирует положительные навыки.

Снять мышечное напряжение помогает песочная терапия, арт-терапия, гимнастика на мячах.

К концу пребывания ребенка в детском саду мы видим, что

  • некоторые дети с научились обращаться с просьбой к сверстникам и взрослым
  • расширилось понимание речи, они реагируют на обращенную речь не только к себе, но и ко всей группе
  • развиваются навыки обучения, дети копируют действия сверстников, развивается навык имитации
  • улучшается регуляция собственной деятельностя
  • расширился арсенал самостоятельности, социально-бытовых навыков, могут занять себя игрой
  • участвуют в совместных театрализованных представлениях, праздниках и развлечениях.

Но это было бы невозможно без родителей, которые являются членами нашей команды. Они партнеры и благодарные участники образовательного процесса. Только они могут создать все необходимые условия поддержки и развития детей. Успешному взаимодействию с родителями помогает выстроенная система форм и методов, применяемых педагогами дошкольного учреждения. Наиболее эффективными являются такие коллективные формы как: «День открытых дверей»; тематические заседания «Клуба заботливых родителей»; «День добрых дел»; совместные праздники досуги и развлечения; общие и групповые родительские собрания. Так же применяются индивидуальные формы работы с семьей: «Родительский час», «Служба доверия», защита семейных проектов, беседы, консультации и анкетирования.

В группах постоянно обновляются информационные стенды, выставки детских работ, проводятся открытые занятия воспитателей и специалистов, которые постоянно повышают квалификацию, участвуют в мероприятиях различного уровня. На уровне дошкольного учреждения проводятся семинары-практикумы, беседы по ознакомлению педагогов общеразвивающих групп с особенностями детей с ранним детским аутизмом, задержкой психического развития, общим недоразвитием речи, тренинги по толерантности.

Нами был обобщен опыт и выпущены авторские программы по развитию навыков самообслуживания и формированию мелкой моторики у детей с ранним детским аутизмом.

Мы считаем, что наша работа помогает бороться с боязнью отличий, приучает детей и взрослых ценить, понимать и принимать многообразие и разницу между людьми, поощряет достижения, доказывая, что все дети могут быть успешными, если им оказывается необходимая помощь.

И что нет ничего прекраснее и чудеснее, чем встреча с детством, когда мы все вместе, мы рядом!

Печать E-mail