Welcome to МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №188» г. о. Самара   Click to listen highlighted text! Welcome to МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №188» г. о. Самара Powered By GSpeech

Аудиоверсия

Для того, чтобы озвучить текст нужно выделить курсором требуемый фрагмент текста   или весь материал (абзац, параграф), затем нажать на иконку динамика справа от текста. Иконка (Нажать) появится сразу после выделения текста.

 

Опыт организации инклюзивного образования

Современные социальные, экономические, экологические условия жизни привели к увеличению числа детей с отклонениями в развитии. Проблемы моторного, психического и речевого развития ребёнка часто проявляются уже в раннем и младшем дошкольном возрасте и отрицательно влияют на дальнейшее его развитие, вызывая трудности обучения в школе. Выявление отклонений в развитии и раннее начало целенаправленной комплексной коррекционной помощи позволяют корригировать уже имеющиеся нарушения и предупредить возникновение следующих. В связи с этим, всё более значимой становится проблема психолого-педагогического и медико-социального сопровождения ребёнка.

Одним из основных направлений работы нашего дошкольного учреждения является: выявление, изучение и создание условий для детей с ограниченными возможностями здоровья; оказание комплексной психолого–педагогической помощи; сохранение, укрепление психического и физического здоровья детей.

В детском саду много детей, у каждого свои особенности. Один плохо владеет речью, другой не способен вместе со сверстниками освоить образовательную программу своего возраста, но есть такие дети, которым нужны совсем другие условия – особые. Это дети с нарушениями речи, с задержкой психического развития, умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра.

Целью работы в данном направлении является

  • обеспечение условий для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с его возможностями и его позитивная социализация, а так же
  • формирование личности с использованием адекватных возрасту, физическому и психическому состоянию методов обучения и воспитания
  • создание оптимальных условий образования детей с ОВЗ и детей с нормой развития
  • сопровождение детей с ОВЗ в соответствии с поставленным диагнозом.

Работа с каждой категорией детей требует наличия определенных компетенций у педагогов и создания условий в

  • построении образовательного процесса
  • сотрудничестве с семьями воспитанников
  • организации предметно-пространственной среды.

На первом этапе диагностическом, специалисты проводят анкетирование родителей, диагностику детей и разрабатывают индивидуальные программы развития на каждого ребенка, ведутся педагогические бланки наблюдений. Второй этап – непосредственно коррекционно- развивающая работа. Сначала у детей формируются элементарные бытовые навыки: одеваться, мыть руки, пользоваться столовыми приборами, да просто, идти на контакт.

Для детей с ранним детским аутизмом в группах педагоги разрабатывают каждому ребенку индивидуальные планшеты, плакаты, которые помогают привыкнуть к режимным моментам и определенным действиям.

Больше всего внимание наших детей привлекают предметы, которые можно открывать, закрывать, поворачивать, поэтому в группах очень много игр на развитие мелкой моторики.

Постепенно дети включаются в непосредственно- образовательную деятельность, которая организуется с учетом возможностей. Педагог всегда рядом каждым ребенком, ведь сопровождение формирует положительные навыки.

Снять мышечное напряжение помогает песочная терапия, арт-терапия, гимнастика на мячах.

К концу пребывания ребенка в детском саду мы видим, что

  • некоторые дети с научились обращаться с просьбой к сверстникам и взрослым
  • расширилось понимание речи, они реагируют на обращенную речь не только к себе, но и ко всей группе
  • развиваются навыки обучения, дети копируют действия сверстников, развивается навык имитации
  • улучшается регуляция собственной деятельностя
  • расширился арсенал самостоятельности, социально-бытовых навыков, могут занять себя игрой
  • участвуют в совместных театрализованных представлениях, праздниках и развлечениях.

Но это было бы невозможно без родителей, которые являются членами нашей команды. Они партнеры и благодарные участники образовательного процесса. Только они могут создать все необходимые условия поддержки и развития детей. Успешному взаимодействию с родителями помогает выстроенная система форм и методов, применяемых педагогами дошкольного учреждения. Наиболее эффективными являются такие коллективные формы как: «День открытых дверей»; тематические заседания «Клуба заботливых родителей»; «День добрых дел»; совместные праздники досуги и развлечения; общие и групповые родительские собрания. Так же применяются индивидуальные формы работы с семьей: «Родительский час», «Служба доверия», защита семейных проектов, беседы, консультации и анкетирования.

В группах постоянно обновляются информационные стенды, выставки детских работ, проводятся открытые занятия воспитателей и специалистов, которые постоянно повышают квалификацию, участвуют в мероприятиях различного уровня. На уровне дошкольного учреждения проводятся семинары-практикумы, беседы по ознакомлению педагогов общеразвивающих групп с особенностями детей с ранним детским аутизмом, задержкой психического развития, общим недоразвитием речи, тренинги по толерантности.

Нами был обобщен опыт и выпущены авторские программы по развитию навыков самообслуживания и формированию мелкой моторики у детей с ранним детским аутизмом.

Мы считаем, что наша работа помогает бороться с боязнью отличий, приучает детей и взрослых ценить, понимать и принимать многообразие и разницу между людьми, поощряет достижения, доказывая, что все дети могут быть успешными, если им оказывается необходимая помощь.

И что нет ничего прекраснее и чудеснее, чем встреча с детством, когда мы все вместе, мы рядом!

Click to listen highlighted text! Powered By GSpeech